Джордж Уэлс Бидл — человек, которого в некрологе назвали «одним из гигантов современной генетики», который сформулировал один из важнейших постулатов всей молекулярной биологии и вообще наших знаний о функционировании живого.
В 1922 году Бидл становится студентом сельскохозяйственного колледжа при Университете штата Небраска. Уже там он делал вполне научные работы, изучая генетику кукурузы. По истечении 4 лет Бидл получает степень бакалавра, и получает полставки ассистента (параллельно с аспирантурой в Корнелле) у Роллинса Эмерсона, во-первых, великого генетика (он независимо переоткрыл законы Менделя), а во-вторых – великого педагога, который «сделал» как минимум двух нобелевских лауреатов: у него училась еще и Барбара Мак-Клинток, которая получит свою Нобелевскую премию в 1983 году в возрасте 81 года. У Эмерсона Бидл снова изучал кукурузу, точнее мейоз (деление) ее клеток. В 1931 году, получив степень PhD, наш герой работает два года сотрудником Национального совета по научным исследованиям на факультете биологии Калифорнийского технологического института в Пасадене. Здесь его научный руководитель был не менее именитый – первый лауреат Нобелевской премии за генетические исследования, Томас Хант Морган (но лауреатом он станет как раз в 1933 году, под конец работы с Бидлом). У Моргана Бидл работал с дрозофилами, изучая кроссинговер хромосом. Затем Бидл сотрудничал с Борисом Эфрусси, эмбриологом из Парижского университета, некогда работавшим в отделе Моргана. Они изучали наследование цвета глаз у дрозофилы. Вернувшись в США, Бидл задумался о сути того, что мы сейчас называем генами. Еще в 1902 году английский врач Арчибальд Гаррод установил, что некоторые разновидности недостаточности ферментов у пациентов, которых он вел, оказались наследуемыми. Возник вопрос: отвечают ли гены за синтез тех или иных ферментов в организме. Для этого нужны были эксперименты по созданию мутаций. Инструмент для подобных исследований генетикам дал ученик и соавтор Моргана Герман Меллер, который показал, что радиация – прекрасный мутационный агент, за что и получил свою Нобелевскую премию в 1946 году. Однако объект исследования – мушки-дрозофилы – Бидла не устраивал. И он переключился на еще более простой организм, который позволял изучать еще большее количество поколений: красную плесень нейроспору (Neurospora crassa). Подвергая ее огромное количество раз воздействию радиации и изучая активность ферментов в том, что получилось, Бидл и присоединившийся к нему в 1937 году Эдуард Тейтем выпустили огромное количество работ, начиная с 1941 года, в которых смогли показать: да, действительно, один ген отвечает за синтез одного фермента. Напоминаем, это все было еще до открытия и генетического кода, и структуры ДНК.
В своей Нобелевской лекции Бидл сказал: «Вначале ботаники и зоологи были равнодушны и даже порой враждебны по отношению к генетике. Часто говорилось, что генетика имеет дело лишь с поверхностными свойствами... Однако сегодня благодаря быстро возрастающему знанию о строении белков и нуклеиновых кислот впервые в истории науки появилась возможность для генетиков, биохимиков и биофизиков обсуждать основные проблемы биологии на общем языке молекулярных структур».
Клёсова ЕЮ
- Все новости16736
- Поступающим362
- Образование2838
- Наука2322
- Общество2808
- Университетская жизнь4589
- Медицина1151
- Трудоустройство445
- Непрерывное образование70
- Международная деятельность337
Информационные рубрики
Главный корпус
+7(4712)588-137
305041 К.Маркса,3, г.Курск
kurskmed@mail.ru
Приемная комиссия
84712588138
305041 К.Маркса,3, г.Курск